Начало сезона 2020 года для нашей фирмы ознаменовалось нестерпимым желанием клиентов видеть на своем объекте "большую" буровую установку. На это повлияло требование Госзаказчика делать фото фиксацию производства буровых работ.
Обосновать то, что на результаты выполненных работ размер установки никак не повлияет, удавалось не всем, приходилось привлекать к работам друзей. Но так не могло долго продолжаться, было принято решение обновить производственную базу нашей компании.

В принципе, вопрос о приобретении буровой установки постоянно присутствовал на рассмотрении, рынок мониторился. Естественно было желание купить новую модель, но останавливала цена, а кредитоваться очень уж не хотелось. Оставался рынок б/у техники. Кто искал, тот поймет:
- чаще всего встречаются ещё советские буровые на базе автомобиля ЗИЛ-131, которые в свое время работали в инженерных изысканиях, а после развала Союза, спустя пару-тройку лет, стали трудится на благо добычи воды для населения, а это отнюдь не легкий труд, что сказывалось на техническом состоянии как машины, так и самой установки;
- второе место в поиске занимают Камазы и Уралы, с установкой ПБУ или УРБ, уже значительно потрепанные на крупных объектах и подрабатывавшие на водяных скважинах;
- третье место - это относительно новые машины с отработкой до 1000 моточасов с ценником как у производителя;
- четвертая категория, как мне показалось, самая редко встречающаяся - это машины крупных организаций, которые постоянно стремяться обновлять свою производственную базу. В крупных компаниях отлажена система контроля за техникой, ну или за теми, кто эту технику контролирует. Буровые из этой категории долго не задерживаются в продаже.

После детального ознакомления с тремя первыми позициями, мы сконцентрировали все усилия на поиски буровой установки из четвертой категории. В нашем регионе таких не оказалось. Понимая, что процесс поиска не быстрый, решили не терять времени, а отучиться и сдать на категорию "С".

Удивительно, как только мы получили права, появился подходящий вариант, буровая установка ПБУ-2 на базе Камаз 43114, но находилась машина в Питере, а это 1300 км. Картинки и описание в объявлении, конечно, красивые, но вот как посмотреть, "пощупать". И снова удача, объект под Новгородом, а оттуда до Северной столицы всего-то 140 км.
Почему именно ПБУ?
На самом деле всё просто, каждый в нашей организации в студенческие годы имел опыт работы на данном типе буровой установки, как помощником бурового мастера, так и буровиком и, в случае необходимости, действовал принцип взаимозаменяемости. И для наших нужд данная установка вполне подходила по своим характеристикам.
Все звезды сошлись и мы приехали на "смотрины". Увиденное нас порадовало. Производственная база, действительно, обновлялась и отношение к технике было очень достойное: своя ремонтная база, грамотные мастера.
Естественно, после ранее просмотренных буровых этот вариант нас более чем устраивал. Договорились и внесли задаток. Вообще, никаких сложностей при купле-продаже между юридическими лицами нет, это уже давно отработанная схема, но в крупных и очень крупных компаниях, требуется согласование в головном офисе (в Москве), а это как полагается около 30-ти рабочих дней. И даже это нам сыграло на руку, мы спокойно доделали полевые работы под Новгородом, составили отчет, передали заказчику, присмотрели место для стоянки грузовых автомобилей.

Решив все текущие вопросы, выдвинулись в путь, решили перегонять самостоятельно. А что? Права-то есть! Да и у одного из участников поездки было непреодолимое желание "погонять" на Камазе.

Нас встретили уже знакомые нам ребята-буровики и главный механик. Все были удивлены, что мы "пешком", без машины сопровождения. Это они ещё не знали, что у нас всего 2 ключа (один из них велосипедный), отвертка и пассатижи.
Подписали все документы о покупке, получили ценные указания и отправились уже на своей машине в путь.
Первый день, а точнее пол дня пути прошли без приключений: заправились на выезде из Санкт-Петербурга, не спеша ехали по М-10 прислушиваясь к машине и изучая её повадки. Проехали около 350 км и остановились в лесной гостинице, недалеко от Валдая.

На следующий день выдвинулись пораньше, чтобы максимально приблизиться к пункту назначения. Ехали, как по документам, 80 км/ч и Камаз и водитель чувствовали себя уверенно и бодро, но вот, остановившись на заправке под Клином (размяться и попить кофе) поняли, что задержимся тут на неопределенное время - при повороте ключа зажигания была полная тишина. Интересное ощущение: стоишь со стаканчиком кофе, а перед тобой 8,5 метров счастья. И куда лезть? Был уже вечер, около 16, поэтому на долгие раздумья времени не было. Взяли провод от старых наушников (нашли в бардачке) купили изоленту и лампочку на заправке, соорудили "дедовский" тестер и начали прозванивать цепь (опыт имелся, но только на легковых авто). Причина была найдена спустя пару часов, за это время мы научились поднимать кабину, узнали, где находится стартер и генератор, и ещё много чего интересного. Машина завелась. Ещё по кофе, за победу, и в дорогу.

Третий день прошел без особых происшествий. Тишина при повороте ключа, которая повторилась лишь раз, была устранена за 15 минут. До места временной стоянки добрались уже затемно.
В кратчайшие сроки выбрано место базирования - крытый бокс для буровой установки и инструмента, проведён технический осмотр машины, устранены неполадки. И уже через пару недель был осуществлен выезд на объект.
Неоспоримые преимущества ПБУ-2 относительно МГБУ в инженерных изысканиях, это:
- скорость и глубина бурения;

- возможность качественно выполнять зондирование грунтов;

- использование различных методов бурения: от шнекового, до ударно-канатного;

- и конечно же, "перзентабельность" (большая машина).

Но никто не отменял труднодоступных для проезда мест, поэтому и для нашей малогабаритной"Белки" находилась работа.
В ходе работ и дальних перегонов машина и буровая установка были изучены досконально, всё отлажено и настроено. Многое делали самостоятельно или присутствовали при ремонте, чтобы понимать как решить проблему (в случае возникновения) в полевых условиях и завершить объект, а не срывать сроки выполнения изысканий.

Теперь в машине много различного инструмента на непредвиденный случай и три тестера (мультиметр, тестер-прозвонка и ещё "та лампочка", собранная на заправке под Клином). Хотя все нюансы, которые могут повлечь за собой те самые непредвиденные случаи, стараемся устранить на базе, но с ЗИП как-то спокойнее, да и не раз он выручал застрявших в дороге водителей.